Интересно знать

Британская фирма Land Rover, выпускающая исключительно внедорожники, знаменитые своей проходимостью, некогда являлась частью автомобильной компании Rover. У Мориса Уилкса, шеф-дизайнера Ровера, были поместье на острове Энглези и армейский Willys в качестве средства передвижения. А запчасти для него найти было крайне трудно. Вот и решил Морис вместе со старшим братом Спенсером, роверовским исполнительным директором, создать в качестве альтернативы Виллису недорогой и неприхотливый вездеход в помощь британским фермерам.

Вот так всё начиналось. Сэр Морис Уилкс и его Willys. За ними — колыбель Ленд Роверов, завод в Солихалле.

То были первые послевоенные годы. Британская промышленность испытывала острую нехватку производственных ресурсов и заказов. Важная роль в восстановлении экономики была отведена английскому автомобильному производству. Компания Rover как раз добилась у правительства разрешения на возобновление производства гражданских автомобилей и получила в своё полное распоряжение новый завод Meteor Works в Солихалле (Solihull). Это предприятие было государственным и во время Второй мировой производило двигатели для танков и самолётов. На мощностях завода и было решено выпускать недорогой вездеход.

Первый прототип Centre Steer напоминал Willys, однако его кузов был сделан из листов алюминиевого сплава Birmabright. В 1947 году выпуск истребителей и бомбардировщиков резко снизился: на складах скопилось огромное количество алюминия, который стоил дешевле стали. Вдобавок алюминий отличался коррозионной стойкостью. После серьёзных испытаний, в ходе которых, как говорят, пострадало больше водителей, чем машин, был готов предсерийный образец. Его показали весной 1948 года в Амстердаме. Новинку назвали Land Rover. Приставка Land недвусмысленно указывала на то, что новой машине придётся «скитаться» по суше. Ведь изначально под словом rover подразумевался не бродяга или скиталец, а морской разбойник или пират. Поэтому даже на роверовской эмблеме изображён драккар викингов.

Машина оснащалась валом отбора мощности, к которому можно было подключать навесное сельскохозяйственное оборудование. Таким образом, Land Rover попадал под льготную коммерческую категорию, не облагался налогом и стоил всего 450 фунтов стерлингов (тогда как самый дешевый роверовский седан стоил 800 фунтов).

Первые Ленд Роверы были до неприличия аскетичны. Наружных дверных ручек не было. Отопителя тоже, а от непогоды пассажиров защищал только брезентовый тент. Полуторалитровый бензиновый мотор развивал всего 50 л.с. У самых первых машин на раму наносили специальное гальваническое покрытие, позволяющее избежать электрохимической коррозии, возникающей в месте контакта стали и алюминия. Позднее технологию упростили, и раму просто стали более тщательно красить.

Эволюция классического Ленд Ровера. Машины первой серии (1948−1958). Машины второй серии (1958−1979) ранних и поздних выпусков с фарами на крыльях в угоду новым требованиям по безопасности. Машины третьей серии (1971−1979). Ленд Роверы Stage 1 (1979−1985) c бензиновыми V8. Внедорожники Land Rover 90/110 (1983−1990). Дефендеры раннего (1990) и позднего (2006) выпуска в юбилейном исполнении SVX.

Машины ранних выпусков оснащались полным приводом с обгонной муфтой в приводе переднего моста. При движении по прямой обе оси были ведущими, при торможении или повороте муфта размыкалась и передние колёса вращались свободно. Муфту можно было заблокировать принудительно, потянув за кольцо (потом его заменит рычаг с жёлтым набалдашником — yellow knob). Такая трансмиссия не нуждалась в межосевом дифференциале, но была менее долговечной.

Высокую проходимость и неприхотливость Ленд Роверов быстро оценили путешественники, военные, полиция, прочие экстренные службы. На его базе было выпущено несметное количество спецмашин, включая броневики, артиллерийские установки, гусеничные вездеходы, пожарные машины, грузовики Forward Control с кабиной над двигателем по типу отечественных УАЗов.

Морис Уилкс считал, что недорогой вездеход — это отличный «промежуточный» вариант, который поможет компании Rover продержаться до того времени, пока правительство не ослабит жёсткие квоты на стальной прокат. Однако Ленд Роверы были встречены очень тепло, и к концу первого года производства уже было выпущено больше новых вездеходов, чем привычных легковых Роверов.

Для королевских особ и Папы Римского были изготовлены особые церемониальные машины.

Существовала специальная американская версия Land Rover NAS c впрысковым мотором V8, кондиционером и АКПП.

Кинозвезда. Навороченный Defender оказался лучшим транспортом для Лары Крофт в исполнении Анджелины Джоли.

Машины совершенствовались. Полный привод с обгонной муфтой сменила трансмиссия с подключаемым передком и хабами. А её, в свою очередь, сменил более продвинутый постоянный полный привод. Мощность и литраж бензиновых моторов увеличивались. В 1957 году на автомобили стали ставить дизели. Модели внедорожников обозначались цифрами, показывающими длину колёсной базы в дюймах. От серии к серии эта величина росла: Land Rover 80, Land Rover 86, Land Rover 88, Land Rover 90. Появились удлинённые версии 109, 110 и 127. Позже — закрытый алюминиевый кузов, термоизолированная крыша. Рессорную подвеску заменили пружинной. Классический Land Rover дожил до наших дней. С 1990 года он выпускается под именем Defender.

Land Rover Station Wagon уже не попадал в категорию сельскохозяйственных машин и стоил вдвое больше обычного внедорожника. А моноприводные универсалы Road Rover так и остались прототипами.

Параллельно с выпуском утилитарных вездеходов в компании работали над автомобилем, способным сочетать проходимость внедорожника и комфорт седана. Уже через год после начала производства Ленд Роверов появилась модель Station Wagon c закрытым семиместным кузовом. Её оснащение впечатляло: отопитель салона, стеклоочиститель с двумя щётками, кожаные сиденья и мягкая обивка дверей и, главное, защитный колпак запасного колеса. Кузов с деревянным каркасом и алюминиевой обшивкой, разработанный ателье Tickford, поставщиком фирм Aston Martin и Rolls-Royce, оказался слишком дорогим.

Ходовые прототипы будущего Рейнджа. Дизайнеры почти не трогали угловатый кузов «мула». Машина испытывалась на дорогах общего пользования под кодовым именем Velar (Vee Eight Land Rover, то есть Ленд Ровер с V8), созвучным с итальянским velare — «прикрывать». Это название компания Land Rover зарезервировала для своих экспериментальных машин.

Следующая попытка создать комфортабельный внедорожник оказалась более успешной. Автомобиль, названный Range Rover, создавался также с прицелом на американский рынок и оснащался бензиновым мотором Buick V8 постоянным полным приводом и длинноходной пружинной подвеской. Успех машины, дебютировавшей в 1970 году, помог компании удержаться на плаву в сложный период. Кроме того, угловатый Range Rover удостоился чести встать рядом с Джокондой Леонардо в Лувре в качестве образца современного искусства.

Range Rover год за годом. Трёхдверная (1970) и пятидверные машины (1981, 1995) первой серии. Второе поколение (1994—2001). Третье поколение, созданное под патронажем BMW: машины 2001 года и обновлённые Рейнджи(2009) с новыми моторами.

Чтобы закрыть брешь между комфортабельным внедорожником Range Rover и спартанским Ленд Ровером, в британской компании начали работать над автомобилем на базе Рейнджа, более дешёвым, но не менее комфортабельным — Project Jay (Проект Новичок). Для новичка Discovery лобовое стекло, моторный щит, дверные проемы, рама были позаимствовали без изменений у Рейнджа. Полностью перешла к Диско и рейнджевская агрегатная база: мосты, коробка передач и раздаточная коробка. Только в дополнение к бензиновому мотору V8 добавили турбодизель.

Семейный фотоальбом Discovery. Первенец (1989). Машины первой серии с пятидверным кузовом (1994—1998). Вторая серия ранних и позднего выпусков (1998—2004). Третья серия (2004). Обновлённые машины 2009 года — так называемая четвёртая серия.

В течение 7 лет, с 1990 по 1996 год, внедорожники Discovery были бессменными участниками Camel Trophy.

Полностью новое третье поколение Диско с дизайном в стиле Рейнджа получило независимую подвеску. Интегрированная в кузов рама позволила понизить центр масс. На бездорожье водителю ассистирует электронный помощник Terrain Responce, заточенный под различные виды покрытия.

Первый Фрил выпускался с несколькими вариантами кузова: пятидверный универсал, трёхдверные softback и hardback с мягкой или съёмной задней секцией и даже коммерческая версия. Нынешний Фрилендер таким разнообразием похвастаться не может.

Самый маленький в линейке Freelander — первый Ленд Ровер с несущим кузовом — появился в 1997 году. Ходила такая шутка: компания Land Rover, кроме внедорожников, выпускает сувенирную продукцию — значки, майки, бейсболки и Freelander. Хотя к самому маленькому Landy относились свысока и поругивали за отсутствие понижающей передачи, в 1998 году продажи выросли до 70 тысяч в год. И пять лет подряд — до 2002-го — Фрил оставался самым популярным полноприводником в Европе. Автомобиль продержался на конвейере почти 10 лет. Более крупный Freelander номер два на общей с Volvo XC60 платформе EUCD показали в 2006 году в Лондоне.

На платформе «третьего» Discovery создан и самый быстрый Land Rover — Range Rover Sport. Компании потребовался автомобиль более лёгкий и быстрый, чем Рейндж, способный на равных гоняться с Туарегами, Кайенами и BMW X5. Он на 8,5 см ниже и на 17,5 см короче обычного Рейнджа, зато пятилитровый компрессорный двигатель V8 разгоняет автомобиль до сотни менее чем за шесть секунд.

Range Rover Sport (фото 1) стал развитием концепта Stormer (фото 2). Автомобиль дебютировал в 2005-м и был обновлён в 2009-м. Внешне его довольно легко спутать с обычным Рейнджем. Спорт узнаётся по сильно наклонённой задней стойке.

C 60-х годов прошлого века Land Rover много и часто переходил из рук в руки: British Leyland (1968—1998), British Aerospace (1988—1994), BMW (1994—2000), Ford (2000—2008). И наконец, индийская TATA, купившая британского производителя внедорожников в комплекте с компанией Jaguar. Индийцы заплатили $2,3 миллиарда, но за вычетом $600 миллионов на пенсионные программы Jaguar и Land Rover «голубой овал» получил $1,7 миллиарда. Кроме того, концерн Ford пообещал помогать двигателями, платформами, другими компонентами и технологиями — на время переходного периода фордовцы обязались финансировать дилеров Jaguar и Land Rover по всему миру.

В 2008 году в Детройте был представлен трёхдверный концепт LRX, построенный на узлах Фрилендера. У концепта гибридный дизель-электрический силовой агрегат: электромотор вращает задние колёса, позволяя двигаться на одной электротяге. По прогнозам LRX будет выведен на рынок в 2011 году как самый маленький Range Rover.

Председатель совета директоров Tata Sons и Tata Motors мистер Ратан Тата пообещал, что обе компании сохранят свои уникальные отличительные особенности. Однако внедорожники будут расходовать меньше топлива благодаря широкому применению алюминия и внедрению гибридных технологий. Кроме того, лендроверовцы работают над заменой легендарного Дефендера более современным внедорожником под кодовым названием Project Icon. Что из всего этого выйдет, покажет время. Хотя компания Land Rover не теряла лица и при плохих хозяевах.

Информация взята с сайта www.drive.ru